Особливості впровадження статево-рольового виховання в середніх навчальних закладах України в 1940–1950-х рр.

Олена Гончаренко

Анотація


Стаття присвячена проблемі практичної реалізації статево-рольового виховання в системі вітчизняної середньої освіти в 1940–1950-х рр. З позиції гендерного підходу проаналізовано освітні документи, які ініціювали введення статевої диференціації в навчально-виховний процес українських шкіл і зумовили впровадження у 1943 р. роздільного за статтю навчання. Автором визначено, що з уведенням окремого навчання статево-рольове виховання учнів та учениць набуло активного впровадження. Доведено, що попри вживані державою заходи, реформування шкільної системи в напрямку статевої диференціації не набуло масового характеру, функціонування роздільних шкіл викликало багато труднощів, що призвело до повернення в 1954 р. до спільної моделі загальноосвітньої школи.

Ключові слова: стать, статево-рольове виховання, учні, гендерний підхід, середній навчальний заклад України, роздільне навчання.

Елена Гончаренко ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ПОЛОРОЛЕВОГО ВОСПИТАНИЯ В СРЕДНИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ УКРАИНЫ В 1940–1950-х гг.

Статья посвящена проблеме практической реализации полоролевого воспитания в отечественной системе среднего образования в 19401950-х гг. С позиции гендерного подхода проанализированы образовательные документы, которые инициировали введение половой дифференциации в учебно-воспитательный процесс украинских школ и обусловили внедрение в 1943 г. раздельного по полу обучения и полоролевого воспитания учащихся в рамках всей школьной системы. Автором определено, что с введением отдельного обучения полоролевое воспитание учеников и учениц возымело активное внедрение. Доказано, что несмотря на предпринимаемые государством меры, реформирование школьной системы в направлении половой дифференциации не приобрело массового характера, функционирование раздельных школ вызвало много трудностей, что привело к возврату в 1954 г. к совместной модели общеобразовательной школы.

Ключевые слова: пол, полоролевое воспитание, ученики, гендерный подход, среднее учебное заведение Украины, раздельное обучение.

 

Olena Honcharenko FEATURES OF SEX-ROLE EDUCATION IN UKRAINIAN SECONDARY SCHOOLS IN 19401950’s

The article deals with the practical implementation of sex-role education in the national system of secondary education during the 1940-1950's.  From the standpoint of the gender approach an author touches upon the analysis of educational documents, which initiated the introduction of sex differentiation in educational process of Ukrainian schools and led to the introduction in 1943 of separate sex schooling and sex-role education of pupils across the school system. The author determined that with the introduction of separateschooling, sex-role education students and pupils became active implementation. Proved that despite measures used by the state, reform of the school system towards sexual differentiation were not mass, operation of separate schools caused many difficulties, which led to a return in 1954 to a common model secondary school.

Key words: sex, sex-role education, pupils, gender approach, secondary school of Ukraine, separate sex education.


Повний текст:

PDF

Посилання


Інструкція про запровадження роздільного навчання хлопчиків і дівчаток у школах міст Української РСР // Збірник керівних матеріалів про школу. – К. : Радянська школа, 1945. – С. 10–14.

Из директивы Генерального Штаба Красной Армии от 27 августа 1943 года за № 8 орг/7/13865/7 [Электронный ресурс]. – Режим доступа :http://www.ruscadet.ru/history/sms_nmns/common/enter.htm

Каиров И. А. Особенности воспитания и обучения учащихся на разных этапах развития (из главы «Учебного пособия по педагогике» для педагогических институтов) / И. А. Каиров // Советская педагогика. – 1945. –

№11. – С. 1–12.

Львов К. Совместное обучение в прошлом и настоящем / К. Львов // Советская педагогика. – 1945. – №10. – С. 38–46.

О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации : постановление Совета Народных Комиссаров СССР и ЦК ВКП(б) № 901 от 21 августа 1943 г. // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК.– М.: Гос. изд-во политической литературы,1953. – С.1011–1012.

Пыжиков А. В. Раздельное обучение в советской школе / A. В. Пыжиков // Педагогика. – 2004. – № 5. – С. 78–84.

Раєвський О. Роздільне навчання в радянській школі / О. Раєвський // Радянська школа. – 1945. – №3. – С. 3–12.

ЦДАВО України. – Ф. 166. – оп. 15. – Спр. 1.

ЦДАВО України. – Ф. 166. – оп. 15.– Спр. 2.

ЦДАВО України. – Ф. 166. – оп. 15.– Спр. 3.

ЦДАВО України. – Ф. 166. – оп. 15. – Спр. 4.

ЦДАВО України. – Ф. 166. – оп. 15. – Спр. 5.

ЦДАВО України. – Ф. 166. – оп. 15. – Спр. 7.

ЦДАВО України. – Ф. 166. – оп. 15. – Спр. 54.

ЦДАВО України. – Ф. 166. – оп. 15. – Спр. 127.

ЦДАВО України. – Ф. 166. – оп. 15. – Спр. 136.

ЦДАВО України. – Ф. 166. – оп. 15. – Спр. 271.

ЦДАВО України. – Ф. 166. – оп. 15. – Спр. 1413.

ЦДАВО України. – Ф. 166. – оп. 15. – Спр. 1544.

ЦДАВО України. – Ф. 166. – оп. 15. – Спр. 1721.


Посилання

  • Поки немає зовнішніх посилань.