Проблема освіти та виховання жінок і чоловіків в історії світової педагогічної думки

Світлана Гришак

Анотація


У статті здійснено ретроспективний аналіз проблеми освіти та виховання статей у період із давнини до епохи Середньовіччя, який виявив істотні відмінності в теорії та практиці навчання та виховання жінок і чоловіків. На основі вивчення педагогічної думки цих часів доведено, що протягом багатьох століть цілі освіти для жінок і чоловіків були діаметрально протилежні – хлопчиків готували до активного життя в суспільстві, до професійної діяльності, до державної та церковної служби, у той час як жіноча освіта орієнтувалася на ізоляцію представниць слабкої статі від суспільного життя, спрямовуючись на підготовку слухняних, богобоязливих жінок своїх чоловіків, які повинні піклуватися тільки про свою сім’ю та дітей. Виявлено, що більшість представників педагогічної думки давнини і середньовіччя дотримувалися обмежувальної позиції щодо освіти жінок, яка традиційно ґрунтувалася на принципах релігійності, замкнутості, роздільності навчання.

Ключові слова: освіта та виховання статей, педагогічна думка, патріархатні погляди, статево відповідне навчання.

Светлана Гришак ПРОБЛЕМА ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЖЕНЩИН И МУЖЧИН В ИСТОРИИ МИРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

В статье осуществлен ретроспективный анализ проблемы образования и воспитания полов в период с древности до эпохи Средневековья, который выявил существенные различия в теории и практике обучения и воспитания женщин и мужчин. На основе изучения педагогической мысли этих времен доказано, что в течение многих веков цели образования для женщин и мужчин были диаметрально противоположные – мальчиков готовили к активной жизни в обществе, к профессиональной деятельности, государственной и церковной службе, в то время как женское образование ориентировалось на изоляцию представительниц слабого пола от общественной жизни, нацеливаясь на подготовку послушных, богобоязненных жен своих мужей, которые должны заботиться только о своей семье и детях.

Установлено, что большинство представителей педагогической мысли древности и средневековья придерживались ограничительной позиции относительно образования женщин, которое традиционно основывалось на принципах религиозности, замкнутости, раздельности обучения.

Ключевые слова: образование и воспитание полов, педагогическая мысль, патриархатные взгляды, обучение, соответствующее полу.

 

Svitlana Hryshak THE PROBLEM OF TRAINING AND EDUCATION OF WOMEN AND MEN IN THE HISTORY OF WORLDWIDE EDUCATIONAL THOUGHT

The article presents a retrospective analysis of the problem of women and men education from antiquity to the middle Ages. The significant differences in the theory and practice of training and education of women and men have been revealed. Study of pedagogical thought of these times let us prove that for many centuries, education for women and men were diametrically opposed – boys were prepared for an active life in society, to professional activity, public and Church service, while women’s education was focused on the isolation of women from public life, aiming at the training of obedient, God-fearing wives of their husbands who have to care only about the family and children.

It was established that most of the representatives of educational thought of ancient times and the middle ages adhered to a restrictive position on women’s education, which has traditionally been based on the principles of religiosity, insularity, separate training.

Keywords: women and men education, pedagogical thought, patriarchal views, natural gender training.


Повний текст:

PDF

Посилання


Платон. Государство / Платон // Собрание сочинений в 4 т. : Т. 3 ; [Общ. ред А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи ; Авт. вступ. ст. и ст. в примеч. А. Ф. Лосев]. – М. : Мысль, 1994. – 654 с.

История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. : Учеб. пос. для пед. уч. заведений / Под ред. академика РАО А. И. Пискунова. – 2-е изд., испр. и дополн. – М. : ТЦ «Сфера», 2001. – 512 с.

Рябова Т. Б. Женщина в истории западноевропейского средневековья [Электронный ресурс] / Т. Б. Рябова. – Режим доступа : http://krotov.info/libr_min/17_r/ab/ova_01.htm.

Штылева Л. В. Гендерный подход в вузовском курсе истории образования и педагогической мысли / Л. В. Штылева // Педагогическое образование в России. – 2011. – № 4. – С 128-134.


Посилання

  • Поки немає зовнішніх посилань.