Зміст, форми та методи виховання дисциплінованості у жіночих школах у 1943-1954 рр.

Жанна Стельмащук

Анотація


Стаття присвячена аналізу особливостей виховання дисциплінованості в жіночих школах у 1943-1954 рр. Розкрито завдання та зміст діяльності жіночих шкіл у досліджуваний період. Схарактеризовано форми та методи виховання дисциплінованості учнів у жіночих  школах. Акцентовано увагу на особливостях використання найбільш уживаних методів виховання дисциплінованості учениць, зокрема переконування, роз’яснення, режиму, вимоги, доручення, громадської думки, заохочення та покарання. З’ясовано роль та схарактеризовано форми позакласної та позашкільної виховної роботи у формуванні свідомої дисципліни учениць у жіночих школах досліджуваного періоду. Розкрито зміст та види гурткової роботи у жіночих школах. Обумовлено роль піонерської та комсомольської організації у розв’язанні проблеми свідомої дисципліни учениць. Зроблено певні узагальнення щодо специфіки виховання дисциплінованості учениць у жіночих школах у 1943-1954 рр.

Ключові слова: дисциплінованість, свідома дисципліна, учениці, роздільне навчання, жіночі школи, форми і методи виховання.

Жанна Стельмащук СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТИ В ЖЕНСКИХ ШКОЛАХ В 1943-1954 ГГ.

Статья посвящена анализу особенностей воспитания дисциплинированности в женских школах в 1943-1954 гг. Раскрыты задачи и содержание деятельности женских  школ в исследуемый период. Охарактеризованы формы и методы воспитания дисциплинированности учащихся в женских школах. Акцентировано внимание на особенностях использования наиболее распространенных методов воспитания дисциплинированности учащихся, в частности, убеждения, разъяснения, режима, требования, поручения, общественного мнения, поощрения и наказания. Определена роль и дана характеристика форм внеклассной и внешкольной воспитательной работы в формировании сознательной дисциплины учащихся в женских школах исследуемого периода. Раскрыто содержание и виды кружковой работы в женских школах. Обусловлена роль пионерской и комсомольской организации в решении проблемы сознательной дисциплины учащихся. Сделаны определенные обобщения относительно специфики воспитания дисциплинированности учащихся в женских  школах в 1943-1954 гг.

Ключевые слова: дисциплинированность, сознательная дисциплина, ученицы, раздельное обучение, женкие школы, формы и методы воспитания.

 

Zhanna Stelmashchuk THE CONTENT, FORMS AND METHODS OF DISCIPLINE TEACHING IN SCHOOLS FOR GIRLS IN 1943-1954

The article is devoted to the analysis of the peculiarities of discipline teaching in women's schools. The objectives and content of the activity of male schools in the period in question have been represented. The forms and methods of discipline teaching of students in women's school have been characterized. Attention is focused on the peculiarities of applying most frequently used methods of influence during the formation of discipline of students, in particular, persuasion, explanations, mode, requirements, orders, public opinion, encouragement and punishment. The role and forms of extra-curricular educational work in the formation of discipline consciousness of students in the schools of the period in question have been determined. The content and types of group work in women's schools have been defined. The role of the pioneer and Komsomol organizations in solving conscious discipline teaching of students has been determined. Certain generalizations concerningthe peculiarities of discipline teaching of students in women's schools in 1943-1954 have been made.

Key words: discipline, the ability to maintain discipline, self-discipline, students, segregation, women's school, forms and methods of education.


Повний текст:

PDF

Посилання


Алексадров Б. У директора женской школы / Б. Александров // Учительская газета. – 1943. – № 37 (3009). – С. 2.

Державний архів Рівненської області, м. Рівне, ф. Р-329, оп. 3, спр. 24., 70 арк.

Директивы ВКП(б) и постановления Советского правительства о народном образовании : сб. докум. за 1917–1947 гг. – М. ; Л. : АПН РСФСР, 1947. – Вып. 2. – 295 с.

Зимин П. Инспектирование воспитательной работы школы / П. Зимин // Народное образование. – 1947. – № 2. – С. 15–24.

Любченко З. Г. З досвіду організації дитячого колективу в середній школі / З. Г. Любченко // Радянська школа. – 1954. – № 6. – С. 26–33.

Львов К. Совместное обучение в прошлом и настоящем / К. Львов // Советская педагогика. – 1945. – № 10. – С. 38–46.

Петренко О. Б. Гендерний вимір шкільної освіти в Україні (ХХ століття): монографія / О. Б. Петренко. – Рівне : Видавець Олег Зень, 2010. – 530 с.

Потапова М. Раздельное обучение мальчиков и девочек в советской школе (1943-1954 гг.) / М. Потапова // Гендерное устройство: социальные институты и практики. Сборник статей. – Санкт-Петербург: Европейский Университет, 2005. – С. 107–127.

Пыжиков А. В. Раздельное обучение в советской школе / А. В. Пыжиков // Педагогика. – 2004. – № 5. – С. 78–82.

Раєвський О. Роздільне навчання в радянській школі / О. Раєвський // Радянська школа. – 1945. – № 3. – С. 3–12.


Посилання

  • Поки немає зовнішніх посилань.