Дидактическая обусловленность успеха студентов с дислексией в обучении русскому языку
DOI:
https://doi.org/10.31812/psychology.v4i.7448Ключові слова:
дидактическая обусловленность успеха студентов с дислексией в обучении русскому языкуАнотація
В процессе учёбы существенным фактором, обусловливающим его ход и эффективность, являются, индивидуальные различия, формирующиеся под влиянием наследственных свойств и воздействия окружающей среды, в том числе общественных [13, c. 190, 191]. Mысли, касающейся экспозиции индивидуальных различий в процессе учёбы, начало дал Ф. Гальтон (F. Galton), вводя термин двигательно-перцепционного профиля, а продолжали её другие исследователи. Такие исследования стали основой для практических анализов категорий, которыми являются стили познавания и учёбы. Стиль познавания учитывает характерные для отдельных личностей, постоянные для них способы функционирования в области познавательных и интеллектуальных действий [3]. В процессе учёбы выделены и описаны следующие познавательные стили: мышления, генерализации , подхода к вопросам, стиль включения новой информации в пределах уже имеющейся, стиль информирующий о месте ученика на шкале „независимый от поля – зависимый от поля” [7]. Исследовательская проблематика, связанная с познавательной обусловленностью учёбы, лежит в сфере научных интересов многих авторов, однако большинство из них свои работы опубликовало в 1970–90 годы. В позднейших разработках обращается внимание на связь познавательного потенциала с конкретными способами учёбы, что часто определяется в категориях стиля учёбы: зрительного, слухового или двигательного [7; 1]. В образовательной практике мы часто ссылаемся также на теорию многообразного интеллекта, которая объясняет предпочтения ученика, указывая на его сильные и слабые стороны [5;14]. Подчёркиваемые в литературе модели обучения – это: сенсорная модель VAK, многометодная модель, модель, относящаяся к левому и правому полушарию, общественная или индивидуальная модель, многоэтапная модель Колба, модель Хани и Мамфорда, модели по классификации Блума [4]. А в профиле многообразного интеллекта учитывается интеллект: лингвистический – языковой, логико – математический, визуально – пространственный, телесно – кинестетический, межперсональный, внутриперсональный, музыкальный, естествоведческий [14].
Metrics
Посилання
Bogdanowicz M. (2005), Dysleksja - problemem całego życia, /w:/ W kręgu specyficznych trudności w uczeniu się czytania i pisania, M. Sinica, A. Rudzińska-Rogoży (red.), Oficyna Wydawnicza Uniwersytetu Zielonogórskiego, Zielona Góra.
Bragdon A., Gamon D. (2003), Co potrafi twój mózg?, Gdańskie Wydawnictwo Psychologiczne, Gdańsk.
Dyrda J. (2004), Style uczenia się dzieci dyslektycznych a wymagania poznawcze szkoły, Wydawnictwo Uniwersytetu Gdańskiego, Gdańsk.
Dryden G., Vos J. (2000), Rewolucja w uczeniu, Wydawnictwo Moderski i S-ka, Poznań.
Gardner H. (2002), Inteligencje wielorakie. Teoria w praktyce, Wydawnictwo Moderski i S-ka, Poznań.
Grzesik, J. (1990), Textverstehen lernen und lehren. Klett – Verlag, Stuttgart.
Jankowski A. (2002), Pedagogika praktyczna, Fraszka Edukacyjna, Warszawa.
Komorowska H.(2005), Metodyka nauczania języków obcych, Warszawa.
Klapa J., Rybska-Klapa J., Formy wsparcia edukacyjnego dyslektycznych studentów, w druku.
Matczak A.(2004), Style poznawcze, /w:/ Psychologia. Podręcznik akademicki, J. Strelau (red.), Gdańskie Wydawnictwo Psychologiczne, Gdańsk.
Marton W.(1978), Dydaktyka języka obcego w szkole średniej. Podejście kognitywne, PWN, Warszawa.
Okoń W. (2003), Wprowadzenie do dydaktyki, Gdańsk.
Strelau J.(2004), Różnice indywidualne: opis, determinanty i aspekt społeczny /w:/ Psychologia. Podręcznik akademicki, J. Strelau (red.), Gdańskie Wydawnictwo Psychologiczne, Gdańsk.
Suświłło M.(2004), Inteligencje wielorakie w nowoczesnym kształceniu, Wydawnictwo Naukowe Uniwersytetu w Olsztynie, Olsztyn.
Szlosek F. (2003), Wstęp do dydaktyki przedmiotów zawodowych, Instytut Technologii Eksploatacji w Radomiu, Radom.
Zawadzka- Bartnik E. (2010), Nauczyciel języków obcych i jego niepełnosprawni uczniowie (z zaburzeniami i dysfunkcjami), Impuls, Kraków.