Межпоколенное семейное взаимодействие и его взаимосвязь с полноценным развитием и социализацией детей

Автор(и)

  • Татьяна Владимировна Сенько Университет им. Вителона в Легнице, Польша; Государственная высшая профессиональная школа в Новом Сонче, Польша

DOI:

https://doi.org/10.31812/psychology.v5i.7408

Ключові слова:

межпоколенное семейное взаимодействие и его взаимосвязь с полноценным развитием и социализацией детей

Анотація

Исторически образ человека старшего поколения тесно связан с категорией жизненного опыта, его постепенного накопления и передачи молодым. Все механизмы общественного бытия, такие как обычаи, традиции, преемственность, наследие и др., предполагают уважение к предкам и высокий авторитет старшего поколения. Представители старшего поколения в таком обществе – «законченный образец жизни, как она есть», прожитое ими – основная схема будущего для их детей [1]. Взаимоотношения возрастных слоев четко регламентированы, каждый член
многопоколенной семьи четко знает свое место. Однако характер отношений между поколениями постоянно изменяется. Стремительные темпы развития современного общества не всегда позволяют найти применение знаний и опыта людей старшего поколения. Молодые люди вынуждены учитывать мнения ученых, ориентироваться на взгляды и поведение современников и авторитет старших уже не может служить
для них главной опорой. События, необратимо изменившие отношение человека к миру природы и к самому человеку (компьютеризация, атомная энергетика, глобальная информатизация, открытия в области генетики вплоть до клонирования живых существ, космические исследования и оружие массового уничтожения), привели к разрыву преемственности жизни, к конфликту между поколениями [2, с. 109].

Metrics

Metrics Loading ...
Abstract views: 59 / PDF downloads: 32

Біографія автора

Татьяна Владимировна Сенько, Университет им. Вителона в Легнице, Польша; Государственная высшая профессиональная школа в Новом Сонче, Польша

доктор психологических наук, профессор

Посилання

Мид М. Культура и мир детства. – Москва: Изд-во «Наука», 1988. – 430 c.

Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / под ред. Е.Г. Силяевой. – Москва: Издательский центр «Академия», 2002. – 192 c.

Крайг Г. Психология развития. – Санкт-Петербург: Изд-во Питер, 2002. – 988 c.

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Антропологический принцип в психологии развития / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев // Вопросы психологии. – 1998. – № 6. – С. 3-17.

Сенько Т.В. Личностные факторы, семейные отношения и воспитание между и внутри поколений // Актуальнi проблеми в закладах освiти: збiрник наукових прась. – Кривий Рiг: Изд-во TOВ, «НВП «Iнтерсервiс», 2013. – C. 154-163.

Сенько Т.В. Подготовка психологов к решению проблем в межпоколенном семейном взаимодействии. [в:] Актуальнi проблеми в закладах освiти: збiрник наукових прась. Кривий Рiг: Изд-во Видавничий дiм. 2012. – C. 145-155.

Сенько Т.В. Психология взаимодействия: Часть седьмая: Межпоколенное семейное взаимодействие. Бельско-Бяла, 2013. – 212 c.

Senko T. Problemy, trudności i nieporozumienia w kontaktach międzypokoleniowych /red. naukowa Yuri Karandaszev, Tatiana Senko, Egzystencjalne problemy człowieka w okresie starzenia się. – Mysłowice: Wyd. Górnośląskiej Wyższej Szkoły Pedagogicznej im. Augusta Hlonda w Mysłowicach. – 2011, s. 189-208.

Filipczuk H. Rodzina a rozwój psychiczny dziecka. – Warszawa: Wyd. Nasza Księgarnia, 1981. – 312 s.

Mead M. Kultura i tożsamość. Studium dystansu międzypokoleniowego. – Warszawa: Wyd. Naukowe PWN, 2000. – 133 s.

Юнг К. Аналитическая психология /К. Юнг //История зарубежной психологии. Тексты / под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – Москва: Изд-во МГУ, 1986. – С. 158-170.

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – Санкт-Петербург: Изд-во Питер Ком, 1998. – 608 с.

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – Санкт-Петербург: Изд-во «Братство», 1992. – 400 c.

Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: Семья как терапевт. – Москва: Изд-во Смысл, 1993. – 331 c.

Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. – Санкт-Петербург: Изд-во Питер, 1999. – 652 c.

Burgess R.L., Youngblade L.M. Social incompetence and the intergenerational transmission of abusive perental practices. G.T. Hotaling, D.Finkelhor, J.T. Kirkpatrick, M.A. Straus (Eds.) //Famili abuse and its consequences: New directions In research. – Beverly Hills, CA: Sage, 1988. – 38-60 pp.

Caspi A., Elder G.H.J. Emergent family patterns: The intergenerational construction of problem behaviour and relationships. R. Hinde & J. Stevenson-Hinde (Eds.) //Relationships within families. – Oxford, UK: Oxford University Press, 1988. – 218-240 pp.

Belsky J. Psychological maltreatment: definitional limitations and unstated Assumption // Developmental and Psychopathology. – 1991. – № 3. – 31-36 pp.16.

Belsky J. The determinants of parenting // Child Development. – 1984. – №55. – 83-96 pp.

Szymczyk L., Barczyk A., Pedagogizacja rodziców jako forma wsparcia w tworzeniu klimatu wychowawczego w rodzinie // Nauczyciel i Szkoła, Nr 1-2 (46-47), 2010. Wkładka nr 3: Metody i formy współpracy nauczyciela wychowawcy z rodzicami, S. 27-39.

Downloads

Опубліковано

2015-03-12

Як цитувати

Сенько, Т. В. (2015). Межпоколенное семейное взаимодействие и его взаимосвязь с полноценным развитием и социализацией детей. Актуальні проблеми психології в закладах освіти, 5, 246–256. https://doi.org/10.31812/psychology.v5i.7408

Номер

Розділ

Розділ V